ВК

Аналитика веб сайта

Зачем нужна аналитика сайта

Использование веб-аналитики дает возможность оценить работу сайта, собрать данные, проанализировать информацию, представить результаты и интерпретировать их для улучшения и оптимизации сайтов. Основная цель веб-аналитики — следить за посетителями сайта, анализируя данные, которые определяют аудиторию сайта, и изучая поведение пользователей, чтобы принимать решения по модернизации и расширению возможностей сайта. Веб-аналитика также позволяет не только работать над совершенствованием сайтов, но и может быть использована для оптимизации бюджета на продвижение в Интернете.

Что измеряет

  1. Данные об активности пользователей: количество просмотренных веб-страниц, время пребывания на них, устройства, с которых люди заходят, и то, что их интересует.

  2. Источники трафика: другие сайты, социальные сети, мессенджеры, прямые заходы, сервисы контекстной рекламы.

  3. Корректность сбора семантического ядра: насколько правильно подобраны ключевые слова и что ещё можно добавить или удалить.

  4. Эффективность контента: изучив данные, веб-аналитик может оценить какие страницы сайта нравятся больше а какие меньше. Это даст им подробное представление о том, как долго пользователи остаются на каждой странице, на какие ссылки они переходят, а какие предпочитают игнорировать.

  5. Анализирует и прогнозирует поведение клиентов, чтобы определить, кто заметил и отреагировал на CTA (призывы к действию). Например, подписался на рассылку, нажал кнопку «купить», предоставил контактную информацию и т. д.), а кто застрял на определенном этапе и покинул сайт.

  6. Технические параметры веб-сайта: время загрузки страницы, интенсивность использования, тип устройства, на котором осуществляется доступ, используемая операционная система и корректность отображения в различных веб-браузерах.

Важность веб-аналитики

Независимо от того, как долго бизнес работает, если он пренебрегает данными аналитики или неправильно их интерпретирует, он может затеряться на последних страницах результатов поиска. Аналитические сервисы должны быть интегрированы в веб-сайты, как в зрелые, так и в недавно созданные сайты. Этим профессионально занимаются специалисты — веб-аналитики. Их основная задача - дать качественную обратную связь насколько то или иное действие эффективно и сколько потенциальной прибыли могут принести текущие схемы продвижения сайта. А также совместно с другими специалистами своевременно внести и отследить дали ли корректировки или новые функции прирост в посещаемости (а лучше в конверсии).

Чем поможет

Веб-аналитика может использоваться для выполнения множества задач, таких как

  • выявление и изучение целевого рынка,

  • разработка воронки продаж, которая приведет клиентов от первого знакомства с продуктом до повторной покупки

  • определение сильных и слабых сторон бизнес-операций.

  • повышать коэффициент конверсии по всем направлениям;

  • максимально эффективно использовать бюджет, выбирая наиболее эффективные каналы рекламы и маркетинга;

  • анализировать текущие тенденции в отрасли и перенимать полезный опыт других предприятий.

Правильно используя веб-аналитику, можно автоматизировать сбор данных со всех веб-сайтов, а также составление отчетов и графиков анализа и визуализации. Это позволит малому бизнесу с ограниченным маркетинговым бюджетом превзойти своих конкурентов. В Интернете конкуренция за клиентов больше, чем в реальной жизни, поэтому необходимо действовать оперативно, но в то же время прозорливо, опираясь на большие массивы данных и точные цифры.

Виды аналитики

Выделяют две большие группы — классическую и комплексную (сквозную).

Стандартная форма веб-анализа сосредоточена на самом сайте. Говоря об исследовании сайта, люди обычно имеют в виду классическую или стандартную аналитику. Для получения нужных данных на ресурс устанавливаются счетчики типа google analytics или Яндекс.Метрика. Кроме того, для получения и хранения информации о посетителях специалисты могут использовать лог-анализаторы. Этот вид анализа позволяет провести комплексное сканирование сайта, получить сведения о пользователях и источниках трафика, а также определить, какие разделы вызывают задержку потока пользователей.

С помощью сквозной веб-аналитики можно проследить путь клиентов от клика на рекламу до выполнения желаемого действия (покупка товара, заполнение формы, запрос обратного звонка и т. д.). Такой анализ требует поставить себя на место пользователя и проследить его путь. Информация извлекается и изучается из аналитических платформ и crm. Тщательное изучение действий и интересов клиентов позволяет сформировать маркетинговый план, который позволит максимизировать органический и рекламный трафик.

Откуда берутся данные

Основыные бесплатные источники - Яндекс.Метрика и Гугл аналитика.

Большинство задач можно адекватно решить с помощью имеющихся возможностей. Однако, если у вас несколько маркетинговых источников, некоторые платные опции (например, программное обеспечение для отслеживания звонков) могут оказаться более полезными. Пока не стоит вкладывать в них деньги, если вы только начинаете использовать яндекс.директ или таргетированную рекламу.

Что анализировать

Главная задача всех работ по развитию сайта – привлечение качественной аудитории и мотивация пользователей к совершению целевого действия. Ключевой для веб-аналитиков параметр - это трафик и его характеристики. Аналитикам доступна оценка различных показателей:

  • Количество посетителей. В выбранный период времени определенное количество людей посетило веб-сайт. Важно различать общий веб-трафик и трафик, созданный новыми посетителями, о котором сообщают службы мониторинга.

  • Количество просмотров. Это количество страниц, просмотренных пользователями за определенный период времени, которое включает изменения и ajax-фрагменты.

  • Количество сессий. Как только пользователь начинает просматривать веб-сайт, это считается сессией. Однако если в течение некоторого времени активность отсутствует (в большинстве систем аналитики этот промежуток составляет 30 минут), то сессия завершается. После этого периода бездействия возобновление использования сайта будет рассматриваться как новая сессия.

  • Глубина просмотра. Эта метрика показывает, насколько вовлечена аудитория. Она определяется путем соотношения количества просмотров страниц к общему количеству сеансов. Если человек просматривает много страниц за одну сессию, это говорит о том, что он особенно увлечен. Следовательно, это показывает, насколько интригующим является контент для веб-пользователей.

  • Длительность сессии. Это время, проведенное пользователем на сайте за одну сессию.

  • Процент отказов. Это можно определить как непродуктивный визит — когда пользователь не нашел нужных ему данных, или зашел на страницу непреднамеренно, или просто ушел по какой-то другой причине. Веб-аналитика различных систем классифицирует отказы по-разному. Например, яндекс.метрика определяет отказ, если период просмотра был меньше 15 секунд. С другой стороны, Google analytics фиксирует отказ только при просмотре одной страницы, не обращая внимания на то, как долго она просматривалась.

  • Геофакторы. Местонахождение большинства посетителей можно определить по их ip-адресу. Веб-аналитики обычно могут определить страну, в которой находится пользователь, а в России по ip-адресу можно определить регион и город человека.

  • Пол и возраст. Для получения этих данных аналитик использует данные cookie. Важно точно определить социально-демографические показатели, чтобы определить, является ли привлекаемая аудитория желаемой, есть ли среди людей, посещающих сайт, перспективы для продукта или услуги, и какую долю от общего трафика они составляют.

А нет какого-то универсального показателя, чтобы посмотреть и сразу понять, что делать

Увы нет. Для каждого сайта в зависимости от его тематики и особенностей разработки будут свои показатели, которые просигнализируют о том, что необходимо улучшить в сайте. Это долгий и кропотливый процесс, который рассчитан на уникальный подход к каждому сайту. Понятное дело, что есть стандартные методики определения точек роста для сайта, но об этом в других статьях.

Как посчитать эффективность

Если у вас коммерческий сайт, то прежде всего необходимо ориентироваться на такой показатель как коммерческая эффективность. Сюда относятся CPA (стоимость целевого действия), CPL (стоимость оплаты за лид), CPS (стоимость продажи), CPO (стоимость заказа), ROMI (показатель окупаемости инвестиций в маркетинг), ROAS (возврат вложений в рекламные кампании). Такие коэффициенты рассчитываются веб-аналитиками для наглядной интерпретации результатов работы. Полученные данные используются маркетологами, экономистами и другими специалистами проекта.

Что можно автоматизировать

Если мы говорим за автоматизацию процессов сбора данных, то весь сбор данных можно настроить таким образом, чтобы информация из разных источников собиралась в одном месте и подавалась в виде удобных таблиц и графиков. Это может помочь малому бизнесу, даже с ограниченным маркетинговым бюджетом, превзойти своих конкурентов. В онлайновом мире конкуренция намного выше, чем в офлайновом, поэтому необходимо быть проницательным и действовать быстро, основывая свои решения на огромных массивах данных и точных цифрах. Для более крупных проектов необходима комплексная аналитика и сложный анализ, чтобы объединить множество точек соприкосновения с потребителем в единое целое и всесторонне изучить каждый шаг.

Однако сам процесс интерпритации полученных данных все равно завязан на человеке: ни один комьютер не может дать вам развернутые ответы на вопрос поведения людей. Например, объяснить почему клиенты бросают оформление заказа в корзине на том или ином этапе.

Или взять другой пример: у компании многоканальный телефон и много источников привлечения клиентов. Далее идет заполнение профиля клиента в CRM-системе, чтобы узнать, откуда он пришёл и стоимость его привлечения. Это помогает понять, какие каналы работают лучше и что можно оптимизировать. В этом случае автоматизация работы помогает быстрее увидеть картину в целом и раньше принять правильное решение.

Можно ли делегировать аналитику

Делегирование, безусловно, необходимо, но не обязательно делать это все с самого начала. Начните с самых простых вещей, которые имеют наименьший риск ошибки, так что если что-то пойдет не так, это не окажет серьезного негативного влияния на ваш проект.

Кто такой веб-аналитик и его роль в команде

Этот специалист специализируется на сборе и изучении данных, связанных с активностью посетителей сайта. Он работает с различными аналитическими системами (например, Яндекс.Метрика или google analytics), чтобы определить показатели, которые наиболее актуальны для конкретного предприятия, а затем интерпретирует результаты.

Результатом работы является выявление проблем, препятствующих повышению коэффициента конверсии, и выработка решений, которые приводят к увеличению посещаемости сайта, росту числа подписчиков и т. д. В большинстве случаев веб-аналитик работает в тесном сотрудничестве с разработчиками программного обеспечения, гуру социальных сетей (smm-щиками), дизайнерами, контекстологами и другими. Вместе они разрабатывают эффективные маркетинговые тактики, которые приводят на сайт новых клиентов, оптимизируя маркетинговые затраты. Для этого необходимо собирать и изучать большие массивы данных, проводить эксперименты для решения конкретных задач, следить за эффективностью работы сайта и т. д. Это монотонная деятельность, поэтому вам нужно быть энергичным, осторожным и усидчивым.